четверг, 29 мая 2008 г.

Три дня в Швейцарии (часть 2)

НОЧНОЙ ЦЮРИХ

Так получилось, что первый раз мы гуляли по Цюриху ночью, очень понравилось. Когда потом прошлись по тем же улицами днем, впечатления особого не было. Ночью они все подвечивают, даже реку. В реке плавает упитанная рыба.

Мы услышали мощную музыку. Думали, играет орган; но странно, вроде уже поздно. Оказалось, мужик играл на баяне Бетховена и еще много чего, это было здорово.

Хотели попробовать традиционной местной еды. Но из швейцарского ресторана так сильно воняло сыром, что не решились заходить в эту газовую камеру. Многие кафешки расположены на вторых этажах, посетители сидят на балконах и смотрят на улицу.

Вокруг постоянно слышна русская речь. В Лондоне меньше.

Мы купили странный напиток - пиво с текиллой. Но можно ли пить спиртное на улице? Тем более, что как раз возле магазина зачем-то стоят полицаи. Оказалось, можно. На стене висела открывалка, под ней лежал ящик, заполненный крышками. Все открывали и пили.

ГОРА PILATUS

Подъем на гору Pilatus обычно начинают в городе Lucerne (судя по названию, там выращивают люцерну?): на автобусе N1 доезжают до Kriens, поднимаются на канатной дороге, а потом на горном поезде спускаются с вершины в Alpnachstad. Оттуда можно вернуться на катере или поезде обратно в Lucerne.

Мне показалось, что в Люцерн хуже говорят по-английски, так что покупая билет, я пытался говорить по-немецки. В результате купил неправильный билет: Kriens – Pilatus – Kriens вместо Kriens – Pilatus – Alpnachstad. К счастью, на вершине его бесплатно поменяли.

Интересно, что при оплате карточкой их терминал дает выбирать валюту платежа – франки или валюта твоей карточки. Наверное, в своей валюте платить выгоднее.

На разных языках написано "Добро пожаловать", в том числе и по-русски.

Канатная дорога была классная: маленький вагончик на 2-4 человека, едет тихо, вокруг птички поют. На остановке вагончик едет медленно, т.е. в него спокойно залезть. Потом резко разгоняется. Двери закрываются автоматически. Когда подымаешься повыше, надо пересесть в большой вагон, он похуже – ехать надо стоя; люди набиваются, как селедки.

Внизу народ катался на санках. Что-то вроде бобслея, но санки маленькие. Я так понял, садишься на санки, и тебя затаскивают веревкой наверх. Потом съезжаешь по извилистой канаве.

У Марины слезились глаза. Конечно, мы знали, что в горы нужны темные очки, но думали, что один день можно потерпеть. Оказалось, нельзя - пошли покупать. Такая же проблема у многих туристов, так что очки раскупались like hot cakes.

На вершине была гостиница. Сначала я подумал, что скучновато тут жить: на лыжах кататься нельзя, а осмотреть вершину можно за несколько часов. Но вокруг такая красота, что можно просто пару дней сидить и смотреть на горы. На улице стоят шезлонги и лежат одеяла (хоть солнце светит, но прохладно). Дети кидали снежки – в конце мая это необычно.

Удивительно, но факт – похоже, организованные экскурсии могут стоить дешевле, чем самостоятельные поездки. То ли тут какое-то кидалово, то ли организаторы покупают билеты с большой скидкой. Помню, лет 10 назад в Крыму было как раз наоборот: экскурсия в Мраморную пещеру из Алушты стоила больше 40 гривень, за эти деньги тебя привозят на гору, экскурсовод становится в очередь и покупает всем билеты в пещеру по 5 гривень.

По-крайней мере, когда едешь сам, никто тебя не подгоняет. Мы спокойно все облазили, сфотографировали. А вот экскурсовод быстро сводил своих американских пенсионеров на самую высокую точку, и все: "пора домой". Кстати, американцев было очень много.

На вершине есть небольшой туннель с окнами. Забавно видеть металлопластиковое окно в скале.

Толпа китайцев собиралась уходить из кафе. Их догнал веселый официант: "Господа, вы оставили видеокамеру на столе! Я так понимаю, в качестве чаевых?"

Мы тоже сели перекусить на свежем воздухе. Достали бутерброды, яблоки. Это была ошибка. К нам стали подлетать наглые птички и выпрашивать еду. Черные, похожие на ворон, но с ярким желтым клювом. Мы думали, что если птичек немного кормить, они улетят. Куски сыра и яблок они ловили прямо на лету. Я попробовал просто кинуть большой кусок яблока – думал, стая поделит все поровну. Но нет, одна птица утащила весь кусок целиком (правда, ей было тяжело лететь).

Птиц становилось все больше, они нагло ходили по столу и пытались есть бутерброды без спроса. Приходилось их непрерывно отгонять, они совершенно не боятся людей – садятся на ноги, плечи, на голову. С каждого съеденного кусочка нужно было отдавать дань птичкам.

Потом мне нагадили на голову и я сказал: "That's it! Надо просто спрятать еду." И действительно, все сразу улетели. Я держал бутерброды за пазухой, быстро доставал и прожевывал, чтобы они не заметили.

Обычно в полете они не двигают лапками, но птица задумчиво чесала себе задницу, не прекращая движения. Жалко, я не успел заснять.

Хотя были тучи, но горы были видно удивительно ярко и четко. Уходить не хотелось.

Вниз мы спускались на так называемом cogwheel. Это не фуникулер, у него нет каната. Просто железная дорога с зубчатым рельсом посредине. Вагон (он же локомотив) перекошенный, одна сторона у него всегда выше другой. Пассажиры сидят, как в театре или в кино, на разных уровнях. Интересно было проехаться, но с канатной дороги виды лучше.

Из Alpnachstad в Lucerne возвращались на поезде. Умеренно красиво. Наверное, на катере гораздо интереснее, но они уже не ходили.

Сам город Lucerne небольшой, но симпатичный.

В лондонских поездах многие кладут ноги на противоположные сиденья. С этим пытаются бороться, в прошлом году ввели штрафы, но бесполезно. В Швейцарии тоже кладут ноги, но здесь люди разуваются.

Зато в Швейцарии мягче борятся с курением: люди курят на платформах и даже в здании вокзала. В Лондоне это большая редкость – на станции нельзя курить нигде, даже на открытом воздухе.

ГОРА UETILBERG

Наш самолет был вечером, а из гостиницы надо съехать до полудня. С чемоданами сильно не погуляешь. Мы заранее нашли на вокзале камеры хранения. Большая ячейка, куда помещается 3-4 места ручной клади или 1 большой чемодан, стоит 8 франков в сутки, маленькая ячейка – 5 франков. Только вот одна проблемка: ночью все пусто, а днем мы с трудом нашли пустую ячейку.

Поехали на гору Uetilberg. Это небольшая гора, зато с нее виден весь Цюрих. Электричка взбиралась по извилистой дороге. В основном это была одноколейка, почти без развилок.

От станции надо немного подняться к вершине. Для полного эффекта мы поднялись еще выше, на вышку с какими-то антеннами.

Конечно, на горе тоже есть гостиница и смотровая площадка с креслами. Интересный игровой автомат для детей: настоящий маленький экскаватор, можно не просто управлять ковшем, но и реально копаться в щебенке. А для взрослых есть автомат, проверящий степень опьянения с градацией: "минимум", "любитель", "профессионал", "чемпион".

Потом мы пешком спускались к фуникулеру. Эта дорога называется Planetweg – "Планетный путь". По дороге ты видишь модели Солнце и планет, причем якобы именно в тех пропорциях и на таких расстояниях друг от друга, как и на самом деле. Но они схалтурили: даже Солнце было маленькое, а уж планеты просто крошечные. Некоторых планет вообще не было, только таблички.

Плутон нам встретился раньше Нептуна. Я в детстве интересовался астрономией, в 4 года знал все планеты Солнечной системы. Так что такая грубая ошибка меня возмутила. Но оказалось, что раз в год (в свой, плутониевый, год) Плутон действительно бывает чуть ближе к Солнцу, потому что у него орбита эллиптическая. А еще я не знал, что недавно Цереру перевели из астероидов в разряд карликовых планет.

По идее, идти по лесу два часа, но мы шли два с половиной. Наверное, из-за того, что фотографировали – много красивых видов. Уже стали волноваться, не заблудились ли, нам же на самолет. По пути встречалось много куч с дровами, причем дрова пронумерованы. Альпийские луга, коровы и альпийский трактор, который бестрашно мотался по крутым склонам.

На крутом подъеме нас обогнал велосипедист. Оказалось, это горный полицай. Такой подтянутый, загорелый. Сразу вспомнились жирные украинские милиционеры, у которых "фуражка на веревочке, чтобы когда свистишь, морда не лопнула".

На опушке леса стоит фуникулерная станция. Выглядит цивильно, как железнодорожная. Туалет, автомат по продаже билетов, маленький зал ожидания, электронное табло. Билеты, кстати, точно те же самые, что и во всем остальном городском транспорте Цюриха.

Мы сидели на скамейке, ждали, когда же приедет наш вагончик. Вроде пора, а его все нет. А оказалось, он уже стоял на станции! Он уехал без нас, пришлось ждать следующего. Билеты не проверяют, но в случае чего могут оштрафовать на 80 франков. Вообще верхняя станция фуникулера работает полностью автономно. Вагон приезжает – автоматически открываются двери и турникеты. Люди дежурят только на нижней станции. По дороге вагон проезжает над частным домом. Я думаю, это не совсем безопасно – вдруг туристы что-то выкинут из окна.

ДНЕВНОЙ ЦЮРИХ

Мы купили шикарный швейцарский зонтик. Продавщица была из Краснодарского края, так что она сделала хорошую скидку. Говорит: "Хочу назад в Россию; сейчас из-за Олимпиады в Сочи у нас там крутится много денег, все изменилось, люди все счастливые".

Марина пожаловалась на лондонскую погоду, а продавщица говорит: "А я у вас в Лондоне была, так понравилась, люди хорошие, такая культура". Хм, а нам как раз больше понравилось в Швейцарии, мы бы махнулись местами жительства. Только, говорят, чтобы сделать карьеру, надо отлично говорить не только по-английски, но и по-немецки и французки, и еще желательно по-итальянски. Наверное, мы уже не потянем.

Три дня прошли насыщенно, но сам Цюрих мы практически не посмотрели. Вместо запланированных музеев мы мотались по горам. Успели только в ботанический сад Университета. Приятный сюрприз – вход бесплатный (тем не менее, там раздают карты сада). Сад сделан не для туристов, а для студентов-ботаников ("ботаник" – в прямом смысле этого слова, а не в смысле "заучка").

Очень отличается от лондонских парков. Все растет как попало, как в дикой природе, с минимальным вмешательство садовников. Но в этих альпийских мини-лугах есть своя красота. Странно, что многие деревья и кустарники растут в кадках, и эти кадки закопанны в землю - видно, чтоб не сохли.

Нам встретилась томная кошка. Наверное, под кайфом – я представляю, как много в ботаническом саду всяких кошачьих травок вроде валерьяны. Сказал Марине: "Вот видишь, какие в Европе коты – культурно развлекаются, гуляют по ботаническим садам; не то, что наш Барсик – то ковырялся в помойке, то приходил домой, измазанный машинным маслом".

Недалеко от ботанического сада, на берегу озера есть еще Китайские сады. Тоже бесплатные. Но мы на них посмотрели только издалека, уже бежали на самолет.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Я пошел напечатать посадочный талон в self check-in kiosk. Но автомат сказал: "извините, не могу подтвердить Вашу бронировку" и напечатал посадочные талоны без места. Потом, уже перед посадкой, меня подозвали к стойке и дали талон с местом.

Когда сдавали багаж, сотрудницы аэропорта долго рассматривали наши паспорта и что-то долго и ожесточенно обсуждали по-немецки. Звучали слова: "Украина" и "Шенген". Я подумал, их смущает, что у нас нет швейцарской визы. Оказалось, просто одна из женщин была на стажировке, а старшая ей подробно объясняла, что надо смотреть в паспортах.

На security, как обычно, спросили, есть ли жидкости в ручной клади. Я, как обычно, ответил, что нет. Но оказалось, что у нас таки кое-что есть. Правда, в пределах нормы, в полиэтиленновом пакетике, как положено. Но все равно неудобно вышло.

Рейс задержали на два часа. Стюард разносил воду и приставал к женщинам, в том числе к пенсионеркам. Я думаю, это была его секретная миссия – развлекать пассажирок, чтоб не скандалили.

В самолете не кормили. Мне, как заказавшему пиво, достался маленький пакетик с орешками и изюмом. С нами сидела американка, ей тоже дали орешки, но она сказала, что не будет есть birdfood ("птичья еда", выражение Депардье из фильма Green Card). Интересно, а по дороге в Цюрих кормили. Похоже, у British Airways кормежка не предусмотрена при полетах в или из Гэтвика.

В дождливом Лондоне нас встретили, как родных. Пограничница уже ничего не спрашивала, кроме "откуда Вы прилетели сегодня".

Вот только странно, почему на наш чемодан прилепили ярлык Standby. У других пассажиров его не было. Я слышал, что иногда бывает overbooking – когда билетов продали больше, чем мест. Может, с нами чуть было это не случилось, ведь почему-то сначала дали талон без места.